Малая авиация: развал до полного перерождения?
23.10.2007 Bigness.Ru
Разрастание кризиса в отечественном аэропортовом хозяйстве можно предотвратить, только сделав ставку на развитие местных воздушных линий и небольших региональных аэропортов. Как скоро в России рассветет частная малая авиация и какие формы она может принять?
Накануне в Тверской области прошла 1-ая межрегиональная конференция «Авиация общего назначения России-2007». В работе конференции приняли участие представители Росавиации, Росаэронавигации, Министерства транспорта Московской области, производители и эксплуатанты воздушных судов малой авиации, финансово-кредитные и страховые компании.
Они сошлись во мнении, что главные проблемы - регулирование вопросов приобретения, регистрации и сертификации малых воздушных судов, использования аэродромов для нужд малой авиации. То есть проблемы чисто законодательного характера.
Ситуация в российской аэропортовой индустрии близка к катастрофической. За последние пятнадцать лет количество действующих в нашей стране аэропортов сократилось более чем в три раза, с 1302 до 351. Только в прошлом году было выведено из эксплуатации 32 аэропорта. В нынешнем году негативная тенденция сохранится: из реестра будет исключено еще как минимум десять аэропортов. Выбытие происходит в основном за счет аэропортов регионального и местного значения, расположенных в районах Крайнего Севера. Частота полетов на местных воздушных линиях здесь составляет от одного раза в день до одного раза в неделю. Главная причина столь низких объемов перевозок - высокие тарифы, не соответствующие платежеспособности населения.
В целом по стране состояние инфраструктуры гражданских аэропортов уже не обеспечивает в полной мере даже безопасности полетов. Из общего количества российских аэропортов лишь две трети имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием. Причем многие из них построены более двадцати лет назад и требуют срочного капитального ремонта
Но, несмотря на весь негатив, у малой авиации в России есть перспективы. «Они видны уже сейчас», - рассказал нам заместитель председателя Правительства Московской области – министр транспорта Подмосковья Петр Кацыв, - «несмотря на то, что услуга аэротакси сегодня относится к числу дорогих, главное - что технический парк таких самолетов и вертолетов в России уже есть, однако законодательное оформление «воздушного такси» практически отсутствует: полеты над Москвой запрещены».
По его словам предложения о полетах вдоль Москвы-реки будет рассмотрены после того, как понятие закрепится в законах и нормативных актах. Поэтому сейчас главной базой для возрождения малой авиации может стать Подмосковье. «Конечно, потому что отдельно Москва не может развивать малую авиацию - некуда будет лететь, а в рамках региона это необходимо делать. Сейчас, первое, что надо сделать - организовать работу по законодательной базе, которую необходимо выстроить и дальше компании будут работать - мы к этому вопросу тоже готовимся».
И действительно, Подмосковье намерено стать «экспериментальным» регионом ЦФО по внедрению малой авиации для полета в соседние субъекты РФ. Так аэропорт «Быково» может быть реконструирован. Власти намерены модернизировать инфраструктуру пассажирского терминала, а также заменить системы аэродромной навигации и освещение. Аэропорт Быково, располагающийся на расстоянии около 30 км к юго-востоку от Москвы в районе города Жуковский, является старейшим на московском авиаузле.
Другой вопрос, смогут ли другие регионы кроме Москвы и Подмосковья принимать такие рейсы? С грунтовыми аэродромами вообще творится настоящий кошмар: в большинстве случаев конструкции утратили свои эксплуатационные качества. В период межсезонья они работают от случая к случаю. При этом половина грунтовых аэродромов не оборудована светосигнальной системой. А общий износ аэропортов в среднем по отрасли достиг уже 80%. И это несмотря на резкий рост инвестиций в аэропортовую инфраструктуру в последние несколько лет - до 22 млрд рублей. Но большая часть этих денег вкладывается частными компаниями в международные аэропорты Москвы и еще нескольких крупных регионов. А государственное финансирование региональных и местных аэропортов сведено к минимуму.
Между тем, планом на 2007 год было предусмотрено выделение госсредств всего для четырех региональных аэропортов - Воронеж, Киров, Палана и Менделеево. По словам главы Минтранса Игоря Левитина, «в настоящее время недоремонт аэропортовой инфраструктуры оценивается в 150 миллиардов рублей». Министр честно признался, что государству такие объемы не осилить, поэтому необходимо привлекать частных инвесторов и искать новые эффективные способы партнерства с бизнесом.
Однако слишком бурный рост пассажиропотока в аэропортах московского авиационного узла в сложившейся ситуации неминуемо приведет к деформации российской аэропортовой индустрии и рынка авиаперевозок в целом. За последнее десятилетие доля рынка московского авиационного узла в общем объеме пассажиропотока российских аэропортов выросла с 40 до 55%. Это произошло не только из-за повышения доходов и мобильности населения, но и вследствие разрушения местных и региональных авиационных связей практически во всех федеральных округах страны.
Об этом говорят и в Министерстве транспорта Московской области, где основные надежды на развитие авиации до 2010 года связывают не с малой, а с большой авиацией. Прежде всего планируется расширить Шереметьво-2 в сторону строящегося Шереметьево-3. Инфраструктура нового комплекса предусматривает организацию площадей для крупногабаритных и сверхтяжелых грузов.
«После завершения всей программы реконструкции Шереметьево пропускная способность аэропорта возрастет к 2020 году до 36 млн пассажиров», - говорит Петр Кацыв, - «это обеспечит Шереметьево как минимум твердое второе место в списке крупнейших аэропортов России. В целом же три столичных аэропорта через 13 лет будут обслуживать более 100 млн пассажиров». Так что малая авиация пока так и останется межрегиональным «такси». Тягаться с «хабами» - гигантскими аэропортами ей пока не под силу.
назад
| подписаться на рассылку новостей
| обсудить в форуме
| архив новостей
|