на главную HeliRussia 2010 - 20 – 22 мая 2010 года, МВЦ «Крокус Экспо», Павильон № 1, зал № 4
 

Логин:  

Пароль:  

Забыли
пароль?
  Преимущества регистрации  
Каталог ВС
По производителям
 
 
Продажа ВС
 
ВС Год Цена, руб
Zodiac 601HD 2009 2 900 000
РП200 2004 850 000
ЯК-18Т 1995 6 400 000
DV20 KATANA 1996 2 700 000
Все объявления
 
 
Покупка ВС
 
ВС Год Цена, руб
Як-52 1985 2 000 000
Л-13 Бланик 1970 100 000
ЯК-52 1980 3 000 000
Бекас X 32 1941 1 500 000
Все объявления
 
 
Каталог Интернет-ресурсов
Официальные сайты
Картография и навигация
Доски объявлений о продаже самолетов
Продавцы авиатехники
Авионика
Образ жизни
Дропзоны и парашютные сайты
Аэроклубы
Космос

 
Законы
Воздушный Кодекс РФ
Нормативная база
ON-LINE консультации
 
 
Наши интернет-партнеры
 
 
 

17 июня последний сохранившийся в первозданном состоянии Ту-144 будет распилен на металлолом

31.05.2006 AVIA.RU

17 июня последний сохранившийся в первозданном состоянии Ту-144 будет распилен на металлолом. Эта новость "полоснула ножом по сердцу". Как же так? Когда же мы перестанем быть "Иванами не помнящими родства"? Это же часть национального достояния и уникальное творение человеческой, конструкторской мысли.

Услышав этот "крик души" наших ветеранов, легендарных лётчиков-испытателей, я не раздумывая поехал в Жуковский на брифинг с участием Героев СССР и России.




Оказалось, что сегодня последний серийный Ту-144 (№ 77115) находится в собственности компании по переработке вторсырья. Как же попал этот самолёт в руки утилизаторов? В период реорганизации ОКБ Туполева одной из составных частей программы была и реализация имущества. Самолёт был продан, затем перепродан. Нынешними владельцами Ту-144 была заявлена сумма выкупа самолёта в 10 млн. рублей. Отсрочка действует до 17 июня. По указу губернатора Московской области Бориса Громова владельцам самолёта было перечислено 3 млн. рублей. Дополнительные средства аккумулируются в "Клубе Героев г. Жуковского". Если до оговоренной даты вся сумма не будет уплачена, то переведённые деньги будут возвращены, а самолёт пойдёт "под нож".

"Клуб Героев г. Жуковского" яростно борется за спасение самолёта. Его членами являются и легендарные лётчики-испытатели Ту-144. "От нас зависит, чтобы символы славы, ума и таланта народа России не повторяли судьбу проданных за гроши шедевров искусства, взорванных храмов или затопленной станции "Мир", - говорит председатель клуба, Герой России Геннадий Григорьевич Ирейкин.




Обращение объединенного экипажа испытателей легендарного самолета Ту-144
к гражданам России, к государственным, общественным и коммерческим
организациям, к редакциям СМИ.

Уважаемые сограждане, друзья!

Тревогой о судьбе двух последних из сохранившихся в России самолетов Ту-144 продиктованы эти строки. Попытка нынешних владельцев начать разборку авиалайнеров на металлолом вызвала возмущение российских граждан.
Общественной организации "Клуб Героев города Жуковского" удалось сделать первый шаг на пути к спасению уникальных машин: администрацией г. Жуковского при поддержке руководства Московской области совместно с руководителями авиапредприятий принято решение об увековечении гордости нашей страны - самолета Ту-144.
Но успокаиваться рано. Вопрос о финансировании проекта спасения не решен. Самолеты по-прежнему стоят на неохраняемой стоянке аэродрома и находятся в собственности фирмы, специализирующейся на утилизации авиатехники.
Мы - летчики-испытатели, штурманы, инженеры. И в поиске инвесторов, менеджеров проекта нам нужна помощь общественности и специалистов. Но мы знаем свои самолеты, а самолеты помнят нас. При поддержке народа, наших товарищей и коллег-авиаторов мы поднимем легендарный Ту-144 на пьедестал в состоянии вечной предполетной готовности.
Конструктор А.Н.Туполев говорил, что хорошо летать могут только красивые самолеты. Русский красавец - рекордсмен сверхзвуковых скоростей, пассажирский суперлайнер Ту-144 - заслужил право ветерана красиво стоять на почетной стоянке.
Дорогие сограждане, друзья! Чувство единого экипажа делает народ великим. Потрудимся вместе во славу Родины, сохраним частицу национального достояния для истории и потомков.

Летчики-испытатели, штурманы и пилоты самолета Ту-144: Герои Советского Союза, заслуженные летчики испытатели 3.В.Елян, С.Т.Aгапов, И.К.Ведерников, И.П.Волк - летчик-космонавт СССР, Герой России, заслуженный штyрман-испытатель, Председатель правления "Клуба Героев" Г.Г.Ирейкин, орденоносцы - заслуженные летчики-испытатели В.И.Крыжановский, В.Д.Попов, заслуженные пилоты гражданской авиации, участники пассажирских перевозок на Ту-144 А.А.Ларин, Б.Ф.Кузнецов.

Консолидация средств для финансирования проекта спасения и увековечения самолета Ту-144 возложена на общественную благотворительную организацию "Клуб Героев г. Жуковского".
Сообщаем ее адрес и реквизиты:

140182, Московская область, г. Жуковский, ул. Фрунзе, дом 23.
ИНН 5013048055, КПП 501301001, р/c 40703810080010002818 в КБ "Московский капитал", г. Москва, к/с 30101810800000000782, БИК 04452782, ИНН 7712031072. Назначение платежа: благотворительное пожертвование.
Тел./факс: (495) 556 53 94. E-mail: hclub@testpilots.ru


Глава администрации города Жуковского Бобовников Александр Петрович: "На сегодня в Правительстве России находятся документы по присвоению городу Жуковского статуса "Наукоград", который позволил бы поднять престиж авиационной промышленности. В городе расположены два государственных научных центра, это ЦАГИ и ЛИИ. Сегодня мы выступаем инициаторами создания особой экономической и науко-внедренческой зоны на территории города Жуковского и сегодня для этого есть все основания... Проект увековечения самолёта Ту-144 это составляющая часть процесса по возврату к славным авиационным традициям, которые были в Советском союзе, и возрождению их в Российской Федерации. Этот проект достаточно финансовоёмкий. По нашим скромным подсчётам, чтобы сделать всё достойно и красиво, потребуется не менее 50 млн. рублей. Естественно, при всех сегодняшних проблемах нам трудно самостоятельно поднять такой проект, поэтому мы и хотим привлечь внимание федеральных агентств и предприятий авиационной и оборонной промышленности".




Вот результаты работы утилизаторов, пойманных за руку в момент начала распиливания самолёта.

Здесь уместно бы вспомнить какие средства были аккумулированы страной и народом на создание этой машины. На аналогичную программу "Конкорд" в 1970 г. выделялось 800 млн. фунтов стерлингов. СССР в свой проект вложил еще больше. Стоимость одного самолета Ту-144 в 1973 г. составляла 25 млн. полновесных советских рублей.


Депутат Государственно Думы Виктор Александрович Семёнов: "В начале года поступило сообщение о том, что последний действующий образец самолёта Ту-144 распиливается на металлолом. Ко мне обратилась группа Героев с тем, чтобы я эту боль довёл до губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова. Я позвонил в приёмную губернатора и мне сказали чтобы срочно я привёз письмо. В этот же вечер Борис Всеволодович написал: "Памятнику быть!!!". С этого момента началась серьёзная работа. Были остановлены работы по превращению этого произведения технической, авиационной мысли в металлолом.... Возможно, этот самолёт больше никогда не поднимется в небо, но он может быть образцом для будущих курсантов и для будущих учёных. Этот самолёт перешагнул время, он опередил своё время на несколько десятилетий... Поэтому сегодня подписаны договора на выкуп этого самолёта, открыт счёт в фонде Героев и начат сбор средств".




С 2000 года самолётом Ту-144 восхищаются туристы в немецком городке 3инсхайн. Наш "Ту" в паре с "Конкордом" вершит свой полёт над крышей крупнейшего автотехнического центра Европы. Самолеты видны на расстоянии 30 километров с любого автобана. Ту-144 профессионалы сравнивают с восьмым чудом света. Для г. Жуковского он то же, что Эйфелева башня для Парижа, а для России - это национальное достояние.

При создании суперлайнера были впервые решены сложнейшие конструкторские, инженерные и технологические задачи. Если боевые машины переходят на "сверхзвук" только на подлете к цели, то мирный Ty-144 научился держать две сверхзвуковые скорости в крейсерском полете. Авиалайнер совершил сотни успешных полетов, обслуживал пассажирскую авиалинию Москва - Алма-Ата и его мировые рекорды не побиты до сих пор. Этот самолет строила вся страна. Были найдены, разработаны технологии производства уникальных материалов, которые затем с успехом были применены в космонавтике. Новейшие технологии были использованы при создании сверхзвукового бомбардировщика Ty-160, многоразового космического корабля "Буран", многих пассажирских самолетов. Ту-144 это вершина, которую достигла наша отечественная авиапромышленность.

На борту авианесущего крейсера "Минск" создан музеё авиации советского военно-морского флота. В месяц его посещают более ста тысяч человек. Вложенные в проект 25 млн. долл. инвестиций окупились за два с половиной года. Но не у потомков его создателей вызывает гордость этот красавец корабль. Крейсер пришвартован к берегу Китая и принадлежит теперь ему. А ведь крейсер "Минск" тоже был продан российскими варварами на металлолом.




Председатель правления Ассоциации лётчиков-испытателей г. Жуковского и Общественной благотворительной организации Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации "Клуб Героев города Жуковского", Герой России Ирейкин Геннадий Григорьевич: "Мы планируем осуществить всю программу по Ту-144 в 5 этапов: 1) приобретение самолёта в собственность 2) его ремонт 3) разработка проекта памятника, в том числе и выбор места установки 4) строительно-монтажные работы 5) последующая техническая и выставочная эксплуатация. Мы рассматриваем этот проект как важнейший локомотив возрождения авиации России".

Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Игорь Петрович Волк: "31 декабря 1967 года я совершенно не думал, что сегодня буду сидеть в этом зале. В тот предновогодний день произошло это событие (первый полёт Ту-144). Эдуард Ваганович эту машину поднял, а я и кинооператор на МиГ-21 его сопровождали и снимали весь этот полёт, так первые снимки появились в прессе. А когда закончился полёт, я удостоился чести выпить с Туполевым 150 грамм водки. В 1986 году Рейган пригласил меня с супругой на открытие "Игр доброй воли" в США. Мы стояли на трибуне и мимо нас пролетали наши самолёты МиГ-15 и МиГ-19, которые у нас в СССР уже не летали. Мне это запало в душу, и как только я оттуда вернулся, обратился с идеей сохранения наших самолётов к главкому ВВС, но тот меня не поддержал... Я сторонник того, чтобы этот самолёт был доведён до лётной годности, чтобы его поставили на пьедестал и он мог бы от туда выходить, потому, что развитие сверхзвуковой и гиперзвуковой пассажирской авиации неизбежно. Сегодня мы находимся на пороге либо возрождения нашей авиационной промышленности, либо её исчезновения".





Вехи истории:

19 сентября 1962 г. - начало проработки проекта СПС (сверхзвукового пассажирского самолета) в ОКБ А.Н. Туполева.
Июль-октябрь 1967 г. - передача в опытное производство завода конструкторской документации на постройку самолета Ту-144.
18 апреля 1968 г. - первый полет самолета-аналога МиГ-21И (уменьшенная копия Ту-144).
31 декабря 1968 г. - первый полет самолета Ту-144 ("Конкорд" совершил первый полет 3 марта 1969 г.).
15 июля 1970 г. - достижение максимальной скорости полета 2443 км/час (число М=2,35).
23-25 мая 1971 г. - первый зарубежный полет самолета Tу-144 в Прагу.
25 мая - 8 июня 1971 г. - демонстрация самолета Ту-144 на международном авиационном салоне в Ле Бурже.
5 июня 1971 г. - демонстрационный полет Ту-144 на авиационном салоне в Ле Бурже.
13-17 июня 1971 г. - полет Ту-144 в Берлин, демонстрация самолета в аэропорту "ШенеФельд".
17 июня 1971 г. - при перелете Берлин-Москва самолет совершил вынужденную посадку в Варшаве (нарушение герметичности топливной системы).
6-14 сентября 1971 г. - впервые выполнен полет на сверхзвуковой скорости по маршруту Москва - София - Москва (время полета 1 час 19 мин. и 1 час 11 мин., соответственно).
19 апреля - 1 мая 1972 г. - полет в Ганновер, демонстрация самолета на авиасалоне.
20 сентября 1972 г. - полет серийного самолета (бортовой № 77102) с представителями СМИ на борту по маршруту Москва - Тaшкент - Москва на сверхзвуковой скорости.
23 мая 1973 г. - полет в Ле Бурже на ХХХ авиасалон.
3 июня 1973 г. - второй демонстрационный полет самолета в Ле Бурже, закончившийся катастрофой. Временная остановка летных испытаний.
26 ноября 1973 г. - решение МАП о возобновлении испытаний.
С 4 сентября 1974 г. по 4 марта 1975 г. - совершены полеты по маршрутам: Москва -Киев-Москва, в аэропорт Борисполь, Москва - Баку, Баку - Тaшкент - Баку, Баку - Москва, Mocква - Тaшкент - Москва.
7 апреля 1975 г. - утверждено решение МГА "О порядке внедрения на линиях МГА самолета Ту-144 с двигателями НК-144".
28 мая - 9 июня 1975 г. - полет в Париж для участия в ХХХI авиасалоне в Ле Бурже.
1975 - 1977 гг. - полеты серийных образцов самолетов, предназначенных для пассажирских перевозок.
1 ноября 1977 г. - первый рейс самолета Ту-144 с пассажирами на борту по трассе Москва - Алма-Ата.
27 апреля 1978 г. - первый полет улучшенного варианта самолета Ty-144 с двигателями "РД"



Командир первого экипажа Ту-144, Герой Cоветского Cоюза, Эдуард Ваганович Елян: "Один американский учёный сказал: "Россия должна быть или великой страной, или её вообще не должно быть". Необходимо чтобы Ту-144 был установлен в действующем музейно-выставочном комплексе, но важно чтобы он действовал и как тренажёр".

В биографии этого легендарного лётчика были и трагические эпизоды. В 1978 году, во время испытательного полёта произошло возгорание двигателя. Елян посадил машину на грунт не выпуская шасси, при этом погибли 2 члена экипажа.




Первый бортинженер ЛИДБ Туполева Юрий Трофимович Селивёрстов на своём рабочем месте.
Юрий Трофимович летал на всех 14 построенных Ту-144.


Начало конца:

23 мая 1978 г. - катастрофа самолета с бортовым № 77111.
30 мая 1978 г. - временная остановка эксплуатации пассажирских самолетов, оказавшаяся окончательной.
1978-1979 гг. - проведение заводского этапа летных и сертификационных испытаний самолета Ту-144Д с двигателями "РД".
31 августа 1980 г. - во время испытательного полета произошла авария двигателя на самолете Ту-144Д № 08-1. Экипаж благополучно совершил посадку на аэродроме ВВС в г.Энгельс.
13 апреля 1981 г. - полет самолета Ту-144Д, бортовой № 77114.
Июль - ноябрь 1981 г. - выполнена "Программа совмeстныx Государственных испытаний самолета Ту-144Д с двигателями "РД".
12 ноября 1981 г. - разрушение на стенде РКБМ двигателя "РД" при проведении контрольных испытаний. Временная остановка полетов самолетов.
1 июля 1983 г. - постановление об использовании изготовленных самолетов Ту-144 в качестве летающих лабораторий.
13 июля 1983 г. - на самолете "101" (Ту-144, бортовой № 77114) установлен мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту 1000 км. с грузом 30 000 кг. Достигнута средняя скорость - 2031,5 км/ч.
20 июля 1983 г. - установлен рекорд скорости и высоты полета по замкнутому маршруту 2000 км. При средней скорости 2012,2 км/ч достигнута высота 18200 м с грузом 30 000 кг.
4 октября 1984 г. - первый полет самолета Ту-144Д № 09-1, бортовой номер 77115, последнего серийно изготовленного самолета Ту-144.
1985 - 1996 гг. - на самолете Ty-144, бортовой № 77114 выполнялись тренировочные полеты летчиков-испытателей ЛИИ по программе подготовки к полетам на ВКС "Буран".
1987 - 1998 гг. - полеты самолетов в комплектации Ту-144Д № 08-2 и Ту-144ЛЛ (летающая лаборатория) в интересах института медико-биологических проблем, АН СССР и по контракту с НАСА в интересах создания СПС 2-го поколения.
11 февраля 1998 г. - завершение программы летных экспериментов на летающей лаборатории Ту-144 ЛЛ.№ 08-2.


"В апреле месяце мы собрались в составе более чем 20 героев СССР и Героев Российской Федерации и написали обращение к Президенту России", - говорит Заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации, депутат областной думы Александр Юрьевич Гарнаев, - "К чести Президента, мы получили тут же обратный отклик в виде конкретной рассылки, в том числе в московскую и областную думу. Незамедлительно мной было инициировано, а на прошлом заседании думы принято решение о преодолении существующих препятствий и присвоении статуса "Наукоград" городу Жуковский. Надеюсь, правительство Российской Федерации услышит нас наконец и примет соответствующее решение".




Слева от 144-го стоит Ту-334, а справа - "обездвиженный" Ту 204. Так и стоят три красивые туполевские птицы, такие разные, но такие во многом одинаково нереализованные проекты. В стороне от своих собратьев, там же на территории ЛИИ, одиноко в поле стоит Ту-144 бортовой № 77114. В середине девяностых этот самолёт выполнил 27 полётов в качестве летающей лаборатории по программе Боинга. Последний полёт состоялся 14 апреля 1999 г. К сожалению, сегодня он в значительно худшем состоянии чем его младший брат 115-й, и в отличие от последнего, шансов ещё когда-нибудь подняться в небо у него уже нет.

Программа Ту-144ЛЛ

Июнь 1991 г. - на встрече в Париже руководители фирмы Рокуэлл (США) и ОКБ Туполева подписали протокол о намерении совместной работы на базе самолета Ту-144.
Сентябрь 1992 г. - по инициативе руководителя Центра имени Драйдена Л. Уильяма начата оценка летных данных Ту-144.
Апрель 1993 г. - утверждение совместной программы работ по сверхзвуковым самолетам между США и Россией.
Май 1993 г. - решение Центра Драйдена по составу участников команды для оценки возможностей самолета Ту-144.
Июнь 1993 г. - встреча Черномырдин - Гор (решение о начале совместных авиационно-космических разработок между Россией и США).
Октябрь 1993 г. - рабочая встреча американской и российской команд, ознакомление с самолетом Ту-144.
Декабрь 1993 г. - встреча руководителей ОКБ Туполева, НАСА, Боинга, фирмы Рокуэлл. Принятие решения о запуске программы.
Июнь 1994 г. - встреча Черномырдин-Гор. Включение темы в план особо важных работ.
Июнь 1994 г. - визит руководства ОКБ Туполева в НАСА, Боинг. Подписание соглашения по Ту-144ЛЛ в Вашингтоне между ОКБ Туполева (Россия), НАСА, Боинг, Рокуэлл, МакДоннел-Дуглас, Дженерал Электрик, Пратт Уитни (США) и ВР (Великобритания).
Июнь 1994 г. - подписание контракта по Ту-144 в г. Москве.
1998 г. - Завершение работ по контракту.



Ту-144ЛЛ бортовой № 77114


Для многих жителей Жуковского Ту-144 это родное детище. Это из-за него не спалось ночами и бредилось крыльями, расчетами, испытаниями. Настанет день, когда ветераны-авиаторы, их дети и внуки смогут подойти, погладить крутой бок самолета и сказать: "Здравствуй, наша крылатая гордость, мы тебя сохранили!"


31 мая 2006 года
Роман Гусаров, AVIA.RU
(фотографии автора)

назад | подписаться на рассылку новостей | обсудить в форуме | архив новостей
 


Интернет-магазин - Сборники АНИ
Сборники АНИ
 
Интернет-магазин - Карты бумажные
Карты бумажные
 
Интернет-магазин - Аудиопанели
Аудиопанели
 
Интернет-магазин - Радиостанции портативные
Радиостанции портативные
 
Все разделы  
 

Подробнее о проекте
- Карта сайта

121002, Москва, ул.Арбат, д.35, офис 658, ООО "Вэб энд принт"


Яндекс цитирования Rambler's Top100

авиакаталог, авиация общего назначения, бизнес авиация, деловая авиация, малая авиация, сверхлегкая авиация, каталог самолетов,
купить самолет, легкие самолеты, характеристики самолетов, продажа самолетов, продам самолет, стоимость самолета